«Маленькая консоль на фоне большого краха» - рассказ о Neo-Geo Pocket Color
Последние десять лет приучили фанатов видеоигр к стабильности. На арене электронных развлечений красуются мышцами только гиганты с говорящими за себя именами и безумными цифрами в финансовой аналитике Гугла. Sony, Nintendo, Microsoft, SEGA, Square-Enix, Electronic Arts, Ubisoft и Blizzard - чтобы пересчитать всех основных игроков, хватит стандартного набора из 10 пальцев (если вы не персонаж диснеевского мультфильма). Однако в то десятилетие, когда по телевизору крутили группу «Руки Вверх», перемежая ее балетом «Лебединое Озеро», порог вхождения на рынок был куда ниже. Соответственно, и число компаний, желающих потягаться за любовь и доллары кидалтов и детей, было на порядок большим, нежели нынешние три с половиной монстра индустрии.
Одной из таких компаний средней руки являлась японская SNK. Аббревиатура, положенная в название фирмы, расшифровывается как Shin Nihon Kikaku, что по-нашему значит «Новый Японский Проект». Несмотря на чисто домашнее название, имелся у компании из Осаки офис в США, работала она и в Европе. В конце восьмидесятых-начале девяностых SNK была славна и мощна по части аркадных игровых автоматов со своими многочисленными файтингами. Серии King of Fighters, Fatal Fury, Art of Fighting и Samurai Showdown были безумно популярны. Даже в «Детском Мире» рядом с моим домом стоял холодильникообразный поедатель жетонов, запускавший какую-то часть драк с участием братьев Терри и Энди Богардов. Выпускала SNK и домашние консоли – их Neo-Geo AES на момент своего выхода в 1990 году была самой мощной машиной, способной работать со спрайтовой графикой лучше кого бы то ни было, наравне с аркадными автоматами. Правда, картриджи для нее стоили порядочно – долларов по двести за штуку – делая AES сугубо нишевым решением. Случилась и приставка на компакт-дисках – Neo-Geo CD, хотя и не снискала особой популярности. Также в планах компании была 64-битная машина, уровня Nintendo 64 и PlayStation, но провал аркадного прототипа поставил на ней крест.
Neo-Geo AES, или найди джойстик
Ближе к концу девяностых, когда доминация Game Boy в Японии стала совсем неприличной (хэндхелд от Nintendo занимал почти 100 процентов рынка), SNK бросила вызов «Игромальчику» и выпустила свою «бесовскую машинку» на батарейках с простым и понятным именем: Neo-Geo Pocket. Появившись на прилавках в 1998 году, этот карманный друг геймера на деле сильно отстал от жизни: его 16-битный процессор был довольно слаб, а черно-белый экран едва ли мог привлечь покупателя в преддверии выхода Game Boy Color. Поэтому всего лишь через год после релиза модель с монохромным экраном оказалась заменена на вариант с цветным экраном, который назвали Neo Geo Pocket Color (NGPC для экономии места). Именно о цветной консоли, недавно появившейся в моей коллекции, речь и пойдет.
Neo-Geo, если что, означает "Новый Мир". Это очень важно
Однако стоит понимать, что оба варианта имели практически одинаковое «железо», так же как Game Boy и Game Boy Color. То есть все черно-белые игры для NGP совместимы с NGPC – и наоборот. Есть, правда, некоторое количество исключительных картриджей, запускающихся только в цветном режиме, и в основном это самые лакомые хиты, но это уже частности – почти все слова, относящиеся к многоцветному брату, можно применить и к черно-белому.
Например, слова о дизайне. В пику своему главному конкуренту клавиши управления у NGP(С) находятся не под экраном, а по обе его стороны. Справа расположены кнопки – A и B, как положено, плюс кнопка option, зачастую исполняющая функцию паузы. Слева под клавишей включения обнаружено нечто невероятное. Аналоговый джойстик. Да еще какой! Мягкий, отзывчивый, удобный, забудьте ваши PSP и прочие убогие дуалшоки – они даже 10 лет спустя не могут подарить такую же точность и аккуратность в управлении персонажем игры. Это абсолютно лучший аналоговый стик, который я когда-либо видел, кроме, наверное, GameCub’овского. И при этом – впервые в портативной консоли. Однако, не стиками едиными живы приставки.
На мне: джинсы Zara (стыжусь). На Сонике: перчатки Petek (коллекция 1999-2000)
Экран консоли имеет диагональ 2,6 дюйма, разрешение в 160x152 точки, может отображать до 146 цветов одновременно из палитры в 4096. И не обладает подсветкой. Для 1999-го это являлось нормой – даже вышедший два года спустя Game Boy Advance оказался лишен яркого дисплея. Достаточно большая диагональ и скромное разрешение делают пиксели у Pocket Color крупными, зернистыми, явно различимыми. Это опять же вполне себе норма тех времен. Со скоростью обновления у дисплея проблем нет, никаких шлейфов и тянущихся за персонажами теней обнаружить не удалось. Существуют кустарные способы приделать внешнюю подсветку, и тем самым позволить себе играть под одеялом и при отключении в доме электричества.
От электричества, кстати, консоль совершенно не зависит – питается от двух батареек AA, и по заверениям создателей, может жить аж 40 часов. Мне трудно судить, насколько правдивы такие заявления, но после прохождения Sonic Pocket Adventure и Metal Slug 2nd Mission (полтора раза) мой NGPC не проявил признаков истощения питающих элементов.
Крышка батареечного отсека у меня потерялась. Но и без нее играть можно
Корпус сделан из качественнейшего, прочного пластика, доступны разные цветовые решения, в том числе, как видите, брутальный камуфляж синего окрасу. На нижнем торце корпуса имеется 3,5 jack для наушников, штука весьма полезная, потому что единственный динамик консоли откровенный тихоня и для игры в шумных местах требует выкручивать колесико громкости до предела. Слот для картриджей находится в задней части корпуса, прямо за экраном. Интересно, что NGP(C) можно с пользой включать без вставленной игры – появится системное меню на английском/японском языке, в котором можно установить время, дату, часовой пояс (в настройках местоположения есть город Moscow) и воспользоваться одной из дополнительных функций приставки.
Эти функции включают в себя будильник (пищащий, надоедливый, то, что нужно), простейший календарь и забавный гороскоп, высчитывающий прогноз на конкретный день по графам Money, Romance и Health. Ничего особенного, но в то же время – один из первых шагов в сторону сближения портативных консолей с КПК (о самом первом я постараюсь скоро рассказать). Все эти мелочи подпитывает отдельная батареечка – таблетка типа CR2032.
Надцатое мартобря, Юпитер в Венере, Павел Глоба рекомендует Neo-Geo
Плавно перейдя к богатому внутреннему миру консоли, скажу пару ласковых и о железе. Уже упомянутый «слабоватый» процессор TOSHIBA был действительно 16-битным. Вот только его тактовая частота, равно как и объем оперативной памяти устройства, заметно уступали, например Mega Drive. Производительность сказывалась на выдаваемой картинке – большая часть игр для NGPC находится чуть выше уровня Game Gear (8-битная карманная консоль от Sega, вышедшая в 1992 году) и не дотягивает даже до TurboGrafx-16 (слабейшая в своем поколении 16-битная стационарная консоль). Учитывая, что слоганы в рекламе кричали о невероятной для портативок графике и каком-то новом измерении гейминга, это был безоговорочный провал. Спасти технологически немощный продукт не могли ни нижайшая цена в 70 долларов США, ни впервые внедренный в портативную консоль и совершенно феноменальный по удобству аналоговый джойстик, ни даже крутой по меркам времени звуковой сопроцессор Zilog Z80, позволявший внедрять в игры оцифрованную речь (ах эти выкрики «Machine Gun» в Metal Slug!).
Натюрморт для понимания размеров
Вдобавок, SNK не смогла наладить достаточный уровень взаимопонимания с ведущими студиями-разработчиками. Поэтому большая часть хитов на платформе – собственные серии или проекты от внутренних команд (Yumekobo и DYNA). Как наглядная иллюстрация – порт знаменитого Pac-Man от Namco оказался настолько ужасен, что не притягивал потребителя к консоли, а, наоборот, отталкивал неряшливостью исполнения. А игр, например, от Square тут не найти вовсе.
Хотя в качестве исключения из правил имелась SEGA, которая поддерживала Pocket Color активно, как никто другой. Так, был выпущен специальный кабель, с помощью которого маленький Neo-Geo можно было соединить с большим Dreamcast – и получить дополнительный контент для обеих сторон! Однако, даже феноменального взаимодействия консолей от разных фирм оказалось мало. Занять хотя бы десятую часть от того места, которое занимал Game Boy, не получалось – и всего через год поддержку NGPC в штатах прекратили. На родине продержаться удалось чуть подольше – до 2001 года. В итоге – всего 2 миллиона проданных устройств – и это считая модель с черно-белым экраном. С одной стороны – самый успешный конкурент Nintendo по части хендхелдов со времен того же Game Gear. C другой – финансовые потери, которые для бизнеса куда важнее любви и обожания фанатов (а небольшое коммьюнити NGPC вокруг себя собрал).
В итоге провал игровой системы подкосил компанию. Еще в 2000-м SNK была куплена крупным производителем автоматов для игры Пачинко – Aruze. Короли слот-машин хотели всего лишь получить в свое пользование известных персонажей из популярных файтингов, и поэтому не видели для богов аркадных игр никакого будущего и не предпринимали никаких шагов для спасения терпящей крах фирмы (прекращение поддержки NGPC в США связано именно с этим фактом). А в последнем для Pocket Color 2001 году изможденная неурядицами фирма признала себя банкротом, правда, возродившись спустя несколько месяцев как SNK Playmore (компания Playmore была заблаговременно сформирована ушедшими из SNK сотрудниками). Под этим именем «Новый Японский Проект» здравствует до сих пор, правда, не высовываясь на рынок железа, а предпочитая тихо выпускать более 9000 переизданий Metal Slug каждый год. За что мы ее и любим.
Теперь мне хочется представить вам самое главное для каждой игровой приставки – «софт». Игры выходили на почти квадратных таких серых картриджах объемом до 4 МБ. Для совместной игры использовался кабель либо беспроводной адаптер (второй работает всего с парочкой японских игр). Всего вышло 85 игр, не все имели англоязычные версии, и множество проектов не увидели финального релиза из-за раннего краха системы. Естественно, вместить все хорошие тайтлы в один обзор я просто не мог, поэтому здесь представлены только эксклюзивы, то есть то, что ни на одной другой платформе не выходило. И не грешите на мою субъективность, спортивные симуляторы ценю не слишком сильно. Итак…
SNK Vs Capcom - Match Of The Millennium Жанр: Файтинг Только для COLOR |
Sonic the Hedgehog - Pocket Adventure Жанр: Платформер Только для COLOR |
Metal Slug 1st Mission Metal Slug 2nd Mission(Только для COLOR) Жанр: Беги-стреляй |
Faselei! Жанр: тактическая RPG |
Ogre Battle Gaiden: The Prince of Zenobia Жанр: Тактическая RPG Только для COLOR |
Bio Motor Unitron Жанр: Ролевая игра |
Dark Arms: Beast Buster Жанр: Экшн-адвенчура-шутер |
Evolution: Eternal Dungeons Жанр: Ролевая игра Только для COLOR |
Puzzle Link Puzzle Link 2(Только для COLOR) Жанр: Головоломка |
Rockman Battle & Fighters |
Gals Fighters |
Как видите, вы пропустили вполне себе неплохую консоль с пригоршней безусловных хитов на борту. Стоит ли жалеть, горевать и бросаться на eBay? Вопрос сложный. Классный дизайн, передовой аналоговый стик и достойная библиотека эксклюзивов делают NGPC лакомым кусочком для фаната портативных видеоигр. Но отсутствие подсветки и слабая технологическая начинка скорее подталкивают к удобной эмуляции на PSP/DS, чем к оригинальному железу. В любом случае, единственный хэндхелд от SNK навсегда останется в истории как алмаз неграненый, появившийся слишком поздно, сверкнувший неожиданно ярким светом и быстро ушедший во тьму.
Спасибо большое всем дочитавшим и доскроллившим, ждите новых неизвестных и нафиг вам не нужных консолек – в следующем году!
Конечно, продайте ее мне немедленно! | 31.0% |
| ||
Поиграю на эмуляторе, куплю лучше ягу и сэмок! | 19.0% |
| ||
Нафиг, на мобилке порнопокер и то лучше! | 50.0% |
|